Игрушка

21.02.2015

Игрушка может быть для ребёнка благодетелем или врагом душевного и телесного развития. Она - друг "образующих сил", если она проста, примитивна и не очень богата. Если она даёт возможность ребёнку возможность образовывать, преобразовывать и заканчивать незаконченное в фантазии. Ребёнок должен иметь возможность развивать "образующие силы", высвобождающиеся из тела и господствующие в фантазии, иначе они накапливаются, отражаются на организме угнетают ребёнка. Это может проявиться в непослушании, плохом настроении, болезненности, но прежде всего повреждает здоровые задатки будущего. 

Рудольф Штайнер назвал это внутреннее накопление сил фантазии "внутренним телесным наказанием", которое для ребёнка так же мучительно и ещё более вредно действует на его будущее, чем внешние телесные наказания. Он приводит пример "законченно красивой куклы" (с настоящими волосами, закрывающимися глазами и т.п.), к которой фантазия ребёнка уже ничего не может добавить, и для сравнения - простую куколку (сшитую из ткани, с нарисованными глазами, носом и ротиком), которая может пробудить внутреннюю любовь, так как здесь есть простор для фантазии. Точно так же песок, кусочки дерева, из которых мальчик строит дома, башни, дворцы, мосты, в тысячу раз лучше, чем механический конструктор с его чёткими, геометрически точными гранями. 

Однажды в детском саду провели опыт: детям предоставили для свободного выбора кубики, ящик с глиной и большую кучу песка. Дети даже не подошли к кубикам. Глина и песок давали их фантазии гораздо больше возможностей. Конечно, дети становились грязными. Но это можно предусмотреть, у ребёнка может быть угол, где он, надев старую одежду, мог бы рисовать, лепить, красить, строить, стучать молотком и т.д. 

К. фон Гейдебранд
О душевной сущности ребенка

Комментарии

Пока нет комментариев

Написать комментарий